Центральный федеральный округ (обзор)
   Общая информация
   История
   Аппарат управления
   Обзор социально-экономической ситуации в ЦФО
      Общие сведения
      Экономика
      Инвестиции
      Влияние тарифов на услуги комплекса ЖКХ
      Бюджетная сфера
      Социальная сфера
   Инвестиционная деятельность

Центральный федеральный округ
Общая информация
История
Аппарат управления
Социально-экономическая ситуация
Инвестиционная деятельность

Полномочный представитель
Обращение
Биография
Интервью и публикации
Нормативно-правовые акты

Проекты
Фестиваль телерадиопрограмм

Общественные советы
Общественные советы
Общественно-политический экспертный Совет
Экономический экспертный Совет
Экспертно - правовой Совет
Совет по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными объединениями
Координационная антинаркотическая Комиссия ЦФО
Антитеррористическая комиссия в ЦФО
Комиссия ЦФО по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Комиссия по информационной безопасности
Комиссии по пограничной политике

 

Социальная сфера

Центральный федеральный округ представляет собой наиболее контрастную территорию в отношении дифференциации уровня жизни населения.

Максимальная разница в душевых денежных доходах по регионам округа оценивается в 14 раз. Так же существенно различается и стоимость жизни в регионах округа: Москва находится на 7-м месте в РФ по стоимости продуктовой корзины, тогда как Ивановская, Орловская, Смоленская, Тамбовская и Брянская области входят в число 15 субъектов РФ с наиболее низкой стоимостью жизни.

Доходы населения растут медленными темпами и определяются экономической ситуацией в каждом конкретном регионе. Таким образом, перспективы замедления экономического роста неизбежно отрицательно скажутся на благосостоянии населения.

Прожиточный минимум до сих пор остается гораздо ниже официальных доходов граждан, что, с одной стороны, свидетельствует о высоком уровне бедности, а с другой — о значительной доле неофициально получаемых доходов. (По некоторым оценкам, размеры «серой экономики» достигают 40–45% ВВП.) В пользу первой тенденции свидетельствует высокая доля расходов на продукты питания и предметы первой необходимости в общих расходах населения.

Нельзя закрывать глаза и на то, что даже заложенные в бюджет расходы на социальную сферу (и так являющиеся абсолютно недостаточными) финансируются не в полном объеме, таким образом, не решая проблемы повышения благосостояния граждан, создается дополнительная нагрузка на сферу бизнеса.

Государственные органы власти пытаются решить эту проблему путем предоставления малоимущим гражданам трансфертов в натуральной и денежной форме. Это особенно заметно на примере жилищно-коммунального хозяйства, где дотируется до 2/3 стоимости услуг. В этой сфере по-прежнему наблюдается существенная задолженность, а низкий уровень жизни населения, отсутствие радикальных реформ и пр. приводят к еще большему распаду отрасли.

Демографическая ситуация в округе продолжает оставаться крайне неблагоприятной: естественный прирост является отрицательным, при этом показатели рождаемости ниже среднероссийских, а показатели смертности — выше. Такая негативная демографическая ситуация приведет к еще большему обострению социальных проблем округа в будущем (уже сейчас порядка 30% населения составляют пенсионеры, и их доля будет увеличитваться).

вверх 
Карта сайтаE-mail
© Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе 
Все права защищены.