Центральный федеральный округ (обзор)
   Общая информация
   История
   Аппарат управления
   Обзор социально-экономической ситуации в ЦФО
      Общие сведения
      Экономика
      Инвестиции
      Влияние тарифов на услуги комплекса ЖКХ
      Бюджетная сфера
      Социальная сфера
   Инвестиционная деятельность

Центральный федеральный округ
Общая информация
История
Аппарат управления
Социально-экономическая ситуация
Инвестиционная деятельность

Полномочный представитель
Обращение
Биография
Интервью и публикации
Нормативно-правовые акты

Проекты
Фестиваль телерадиопрограмм

Общественные советы
Общественные советы
Общественно-политический экспертный Совет
Экономический экспертный Совет
Экспертно - правовой Совет
Совет по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными объединениями
Координационная антинаркотическая Комиссия ЦФО
Антитеррористическая комиссия в ЦФО
Комиссия ЦФО по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Комиссия по информационной безопасности
Комиссии по пограничной политике

 

Влияние тарифов на услуги комплекса ЖКХ

Растущие тарифы на газ и электроэнергию также ведут к замедлению экономического роста, особенно принимая во внимание высокую энергоемкость отечественного производства и отсутствие активного внедрения энергосберегающих технологий.

Повышение тарифов в основном отражается на двух секторах хозяйства: промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве. Причем в настоящее время, по ряду оценок, довольно существенна роль перекрестного субсидирования, т. е. покрытия затрат ЖКХ за счет более высоких тарифов для промышленности.

Для сектора жилищно-коммунального хозяйства повышение тарифов естественных монополий может быть критичным. Рост тарифов приведет к необходимости увеличения платежей населения и к росту дотаций бюджета. Низкие доходы, а следовательно, и невысокая платежеспособность населения практически всех субъектов ЦФО свидетельствуют о невозможности существенного увеличения тарифов для них (это во многих случаях приведет только к росту неплатежей). Появляющийся разрыв должны будут «закрыть» бюджеты, однако их ресурсы будут ограничены, или это приведет к усилению нагрузки на промышленность, платежеспособность которой выше: т. е. можно ожидать, что перекрестное субсидирование усилится в еще большей степени.

По оценкам Минэкономразвития России, издержки промышленности по всей России на перекрестное субсидирование составляют порядка 45 млрд. руб. в год. Учитывая долю ЦФО в промышленном производстве, можно отметить, что дополнительные издержки предприятий округа составляют порядка 9,5 млрд. руб., что составляет небольшую часть (0,01%) от прогнозируемого объема промышленной продукции в 2002 году.

Варианты реформы ЖКХ, заключающиеся в довольно быстром переходе к 100%-ной оплате услуг, абсолютно неприемлемы для подавляющего большинства субъектов Федерации округа: в наименее обеспеченных из них среднедушевые доходы практически равны прожиточному минимуму. Т. о., в ближайшей перспективе полностью уйти от перекрестного субсидирования в округе не представляется возможным, и одним из перспективных (рассматриваемых) вариантов снижения нагрузки на промышленность является снижение тарифов ЖКХ, а не повышение нагрузки на население.

Тем не менее ЦФО располагает достаточно крупным резервом, при использовании которого острота данной проблемы может быть снижена.

Одним из основных и приоритетных направлений развития округа является атомная энергетика. Ее функционирование в европейской части России на период до 2020 года предполагает развитие энергомашиностроительного комплекса ЦФО. По сообщениям пресс-центра концерна «Росэнергоатом», объем предстоящих заказов концерна в энергомашиностроение ЦФО до 2010 года составит в среднем 2 млрд. рублей в год. После проведенных совещаний с участием полномочного представителя Президента РФ в ЦФО по вопросам надежного обеспечения населения и производственной сферы электроэнергией в дальнейшем предполагается рост объемов заказов на оборудование и другую продукцию машиностроения.

В задачи энергомашиностроительного комплекса войдут поставки для модернизации и реновации оборудования действующих мощностей, развитие производства оборудования до 3 комплектов ядерных энергоблоков в год для новых АЭС, будут предприняты меры по развитию номенклатуры оборудования и обеспечению качества, а также по замещению импорта и кооперации поставок со странами СНГ.

Кроме этого, строительно-монтажные работы на стройках концерна «Росэнергоатом» запланированы для строительно-индустриального комплекса Воронежской, Смоленской, Курской и Тверской областей в объеме до 16 млрд. рублей в год1. Развитие кадрового потенциала для строительного комплекса, эксплуатационного персонала АЭС и сферы обслуживания приведет к созданию 22 тыс. рабочих мест в областях Центра России. Объем строительства жилья, объектов социального и культурного назначения составит более 1 млн. кв. м на сумму более 10 млрд. рублей.

Себестоимость электроэнергии с АЭС значительно ниже, чем тепловых станций, и в случае непосредственной покупки ее на атомных станциях затраты на электроэнергию могут существенно сократиться (по некоторым подсчетам экономия может составить до 50%).

Однако использование более дешевой электроэнергии полностью не решает существующих проблем. Очевидно, что энерго- и материалоемкость промышленных предприятий ЦФО завышена (устаревшее оборудование, отсутствие сберегающих технологий и пр.), а эффективность работы комплекса ЖКХ также остается крайне низкой. В дальнейшем это способно привести к еще большему падению конкурентоспособности продукции и снижению и без того критического жизненного уровня большинства людей. Таким образом, изменение тарифов должно быть достаточно жестко взаимоувязано с продуманной региональной политикой в области промышленности и социальной сферы.

Особого внимания к себе требует инфраструктура. Ее стабильное функционирование — залог устойчивости производственных и социальных систем. Текущих расходов едва хватает только на ее поддержание в нормальном (безопасном) состоянии, хотя при стремлении достигнуть экономического роста инфраструктура должна «расти» опережающими темпами (иначе она станет ограничителем намеченного роста).

Следует признать, что поскольку экономика страны в целом продолжает оставаться ориентированной на экспорт преимущественно сырьевых или полусырьевых товаров, то транзитное положение округа на пути из Европы во внутренние районы России является важной предпосылкой для ускоренного развития. В связи с этим расходы на строительство (и ремонт) транспортных магистралей нужно увеличивать, а не сокращать, как это происходит в некоторых областях, где темпы дорожного строительства на данном этапе временно замедлились.

вверх 
Карта сайтаE-mail
© Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе 
Все права защищены.