Растущие тарифы на газ и электроэнергию также ведут к
замедлению экономического роста, особенно принимая во внимание высокую
энергоемкость отечественного производства и отсутствие активного внедрения
энергосберегающих технологий.
Повышение тарифов в основном отражается на двух секторах
хозяйства: промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве. Причем в настоящее
время, по ряду оценок, довольно существенна роль перекрестного субсидирования,
т. е. покрытия затрат ЖКХ за счет более высоких тарифов для промышленности.
Для сектора жилищно-коммунального хозяйства повышение тарифов
естественных монополий может быть критичным. Рост тарифов приведет к
необходимости увеличения платежей населения и к росту дотаций бюджета. Низкие
доходы, а следовательно, и невысокая платежеспособность населения практически
всех субъектов ЦФО свидетельствуют о невозможности существенного увеличения
тарифов для них (это во многих случаях приведет только к росту неплатежей).
Появляющийся разрыв должны будут «закрыть» бюджеты, однако их ресурсы будут
ограничены, или это приведет к усилению нагрузки на промышленность,
платежеспособность которой выше: т. е. можно ожидать, что перекрестное
субсидирование усилится в еще большей степени.
По оценкам Минэкономразвития России, издержки промышленности
по всей России на перекрестное субсидирование составляют порядка 45 млрд. руб. в
год. Учитывая долю ЦФО в промышленном производстве, можно отметить, что
дополнительные издержки предприятий округа составляют порядка 9,5 млрд. руб.,
что составляет небольшую часть (0,01%) от прогнозируемого объема промышленной
продукции в 2002 году.
Варианты реформы ЖКХ, заключающиеся в довольно быстром
переходе к 100%-ной оплате услуг, абсолютно неприемлемы для подавляющего
большинства субъектов Федерации округа: в наименее обеспеченных из них
среднедушевые доходы практически равны прожиточному минимуму. Т. о., в ближайшей
перспективе полностью уйти от перекрестного субсидирования в округе не
представляется возможным, и одним из перспективных (рассматриваемых) вариантов
снижения нагрузки на промышленность является снижение тарифов ЖКХ, а не
повышение нагрузки на население.
Тем не менее ЦФО располагает достаточно крупным резервом, при
использовании которого острота данной проблемы может быть снижена.
Одним из основных и приоритетных направлений развития округа
является атомная энергетика. Ее функционирование в европейской части России на
период до 2020 года предполагает развитие энергомашиностроительного комплекса
ЦФО. По сообщениям пресс-центра концерна «Росэнергоатом», объем предстоящих
заказов концерна в энергомашиностроение ЦФО до 2010 года составит в среднем 2
млрд. рублей в год. После проведенных совещаний с участием полномочного
представителя Президента РФ в ЦФО по вопросам надежного обеспечения населения и
производственной сферы электроэнергией в дальнейшем предполагается рост объемов
заказов на оборудование и другую продукцию машиностроения.
В задачи энергомашиностроительного комплекса войдут поставки
для модернизации и реновации оборудования действующих мощностей, развитие
производства оборудования до 3 комплектов ядерных энергоблоков в год для новых
АЭС, будут предприняты меры по развитию номенклатуры оборудования и обеспечению
качества, а также по замещению импорта и кооперации поставок со странами
СНГ.
Кроме этого, строительно-монтажные работы на стройках
концерна «Росэнергоатом» запланированы для строительно-индустриального комплекса
Воронежской, Смоленской, Курской и Тверской областей в объеме до 16 млрд. рублей
в год1. Развитие кадрового потенциала для строительного комплекса,
эксплуатационного персонала АЭС и сферы обслуживания приведет к созданию 22 тыс.
рабочих мест в областях Центра России. Объем строительства жилья, объектов
социального и культурного назначения составит более 1 млн. кв. м на сумму более
10 млрд. рублей.
Себестоимость электроэнергии с АЭС значительно ниже, чем
тепловых станций, и в случае непосредственной покупки ее на атомных станциях
затраты на электроэнергию могут существенно сократиться (по некоторым подсчетам
экономия может составить до 50%).
Однако использование более дешевой электроэнергии полностью
не решает существующих проблем. Очевидно, что энерго- и материалоемкость
промышленных предприятий ЦФО завышена (устаревшее оборудование, отсутствие
сберегающих технологий и пр.), а эффективность работы комплекса ЖКХ также
остается крайне низкой. В дальнейшем это способно привести к еще большему
падению конкурентоспособности продукции и снижению и без того критического
жизненного уровня большинства людей. Таким образом, изменение тарифов должно
быть достаточно жестко взаимоувязано с продуманной региональной политикой в
области промышленности и социальной сферы.
Особого внимания к себе требует инфраструктура. Ее стабильное
функционирование — залог устойчивости производственных и социальных систем.
Текущих расходов едва хватает только на ее поддержание в нормальном (безопасном)
состоянии, хотя при стремлении достигнуть экономического роста инфраструктура
должна «расти» опережающими темпами (иначе она станет ограничителем намеченного
роста).
Следует признать, что поскольку экономика страны в целом
продолжает оставаться ориентированной на экспорт преимущественно сырьевых или
полусырьевых товаров, то транзитное положение округа на пути из Европы во
внутренние районы России является важной предпосылкой для ускоренного развития.
В связи с этим расходы на строительство (и ремонт) транспортных магистралей
нужно увеличивать, а не сокращать, как это происходит в некоторых областях, где
темпы дорожного строительства на данном этапе временно замедлились.
|