Центральный федеральный округ (обзор)
   Общая информация
   История
   Аппарат управления
   Обзор социально-экономической ситуации в ЦФО
      Общие сведения
      Экономика
      Инвестиции
      Влияние тарифов на услуги комплекса ЖКХ
      Бюджетная сфера
      Социальная сфера
   Инвестиционная деятельность

Центральный федеральный округ
Общая информация
История
Аппарат управления
Социально-экономическая ситуация
Инвестиционная деятельность

Полномочный представитель
Обращение
Биография
Интервью и публикации
Нормативно-правовые акты

Проекты
Фестиваль телерадиопрограмм

Общественные советы
Общественные советы
Общественно-политический экспертный Совет
Экономический экспертный Совет
Экспертно - правовой Совет
Совет по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиозными объединениями
Координационная антинаркотическая Комиссия ЦФО
Антитеррористическая комиссия в ЦФО
Комиссия ЦФО по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Комиссия по информационной безопасности
Комиссии по пограничной политике

 

Инвестиционная деятельность

Обзор инвестиционной деятельности в Центральном Федеральном Округе



На Центральный федеральный округ приходится 30% инвестиций в отечественную экономику. Львиную долю этих средств инвесторы вкладывают в Москву. Особенно ярко означенная диспропорция на уровне ЦФО видна на примере иностранных инвестиций (см. рис. 1), где столица опережает ближайший к ней регион - Калужскую область - по душевым показателям иностранных инвестиций более чем в 3,5 раза.
В структуре капитальных вложений по источникам финансирования значительный вес занимают собственные средства предприятий. В Орловской области значение этого показателя составляет 45%, в Брянской - 60%, а в Московской области, по заявлению губернатора Б. Громова, по итогам 2000 г. он достиг 75%. Такое положение несколько сдерживает рост предприятия, так как сумма находящихся в распоряжении собственных средств, как правило, не достаточна для реализации значимых инвестиционных проектов или для модернизации производства. Последнее особенно важно при существующем сильном износе основных фондов предприятий.
Регионы ЦФО сильно дифференцированы по привлекательности для инвесторов, ориентирующихся в первую очередь на рынки сбыта. Именно этим обусловлено преимущественное вложение в Москву и прилегающую к ней Московскую область.

 На начало 2000 г. накопленный иностранный капитал в экономике Москвы с учетом поступлений прошлых лет составил 14,3 млрд. долл. США. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на "прочие" инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных организаций, банковские вклады и пр.) - 68,5%, доля прямых инвестиций составила 31,5%.


По таблице 1 можно проследить, какие направления экономики столицы были наиболее привлекательны для иностранных инвесторов в 1997-1999 гг. Представленные отрасли за указанный период имели разнонаправленную динамику. Но в целом за 1997-1999 гг. сумма инвестиций в город упала более чем втрое. В 2000 г. ситуация изменилась - начался рост инвестиций. За первое полугодие в Москву уже поступило около 1,5 млрд. долл. иностранных инвестиций.
Москва имеет несколько отличную отраслевую структуру капиталовложений по сравнению с другими областями ЦФО. В столице инвестирование идет преимущественно в третичный сектор экономики, в то время как в других регионах наибольшие инвестиции обычно привлекаются в промышленный или агропромышленный сектор.
Перечень инвестиционных проектов в столице огромен. Крупнейшими являются: "Москва-Сити", Многофункциональный торгово-сервисный центр и сооружение третьего транспортного кольца, "Автофрамос", сеть гипермаркетов "Рамстор", торговый центр "Москва", реконструкция ряда гостиниц и прочее.

Таблица 1

Поступление иностранных инвестиций по отраслям экономики Москвы за 1997-99 годы, млн. долларов США

наименование отраслей экономики 1997 1998 1999 1999,
% к 1998
Промышленность 472 108 101 93,5
Сельское хозяйство 14 1 1 100,0
Транспорт и связь 61 97 222 228,8
Строительство 181 18 50 277,7
Торговля и общественное питание 619 863 438 50,8
Материально-техническое снабжение и сбыт 38 29 10 34,5
Заготовки - - - -
Информационное обслуживание 3 11 8 72,7
Операции с недвижимым имуществом - 5 38 760,0
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 2236 1428 174 12,2
Прочие виды деятельности        
Сферы материального характера 4 18 15 83,3
Жилищно-коммунальное хозяйство - - - -
Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение 5 10 7 70,0
Народное образование 2 - 1 -
Культура и искусство 3 12 1 8,3
Наука и научное обслуживание 101 6 39 650,0
Финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение 4729 886 97 10,9
Управление 8 2373 1452 61,2
ВСЕГО 8476 5865 2654 45,3

Источник: Мосгорстат

Среди иностранных инвесторов в 1999 г. преобладали немецкие, американские, кипрские и английские инвесторы (см. диаграмму 1)
Диаграмма 1

Источник: Мосгорстат

Следует отметить тот факт, что Москва является не только местом приложения инвестиций (иностранных и отечественных), но и сама активно участвует в инвестиционных проектах в других регионах России. Это связано с тем, что город полностью зависит от других субъектов федерации в части поставок продовольствия, промышленного сырья, топлива, строительных материалов и прочего. Большое количество поставщиков комплектующих для промышленных предприятий столицы расположены в других частях России. Поэтому, для упрочения и придания стабильности обеспечению города вышеназванными ресурсами Москва вынуждена вкладывать средства в развитие этих производств.

 Подмосковье имеет важное стратегическое преимущество в инвестиционном плане перед другими регионами ЦФО. Основной ресурс этого преимущества - близость к столице. Благодаря этому область обеспечила себя московскими инвестициями, прежде всего в агропромышленный сектор. Здесь же в Подмосковье активно разворачиваются иностранные компании, работающие, например, в пищевой промышленности: Марс, Данон, Кампина и т.д. ТНК вкладывают средства в ближнее Подмосковье не только с целью выхода на столичный рынок, но и для того, чтобы, закрепившись здесь, проникать в другие районы европейской (а позже, скорее всего, и дальше) части России, используя транспортную инфраструктуру региона. Она, как известно, является моноцентрической и удобно связывает центр с окружающими территориями. Для иностранных инвесторов наиболее привлекательными в области являются уже отмеченная выше пищевая промышленность, а также обрабатывающая промышленность, строительство и торговля.
По заявлению губернатора Московской области Бориса Громова, в 2001 г. в экономику Подмосковья планируется привлечь около 1 млрд. долл. США. В 2000 г. эта сумма должна составить порядка 500 млн. долл. Московская область занимает 7 место в России по привлечению иностранных инвестиций. За первый квартал 2000 г. их было привлечено 62 млн. долл. США. В Москве - бесспорном лидере - 698 млн. за тот же период. В настоящее время в области функционирует более 600 совместных и иностранных предприятий (70 из них было зарегистрировано в 2000 г.), на которых трудится около 25 тыс. жителей.
Интересным является стратегическое сотрудничество правительства Мособласти и ОАО "Аэрофлот". Последний намерен инвестировать в Подмосковье объекты наземного обслуживания пассажиров и инженерной инфраструктуры аэропортов. Авиаперевозчик при реализации своих инвестпроектов будет использовать потенциал организаций и трудовые ресурсы преимущественно из Московской области. К этому же направлению можно отнести проект создания инфраструктуры планируемой свободной экономической зоны в районе аэропорта Шереметьево.
В целом по области предложены к реализации более 130 инвестиционных проектов, одним из которых является развитие инфраструктуры вокруг МКАД (проект "Губернское кольцо").
Холдинг "Ростар", входящий в состав "Русского алюминия", намеревается реализовать в Дмитрове проект по созданию не имеющего аналогов в России производства алюминиевых аэрозольных баллонов производительностью 150 млн. баллонов в год.
Отечественный предприниматель С. Лисовский с участием двух французских компаний намерен инвестировать около 80 млн. долл. в создание птицеводческого комплекса в подмосковном Домодедове. Начало строительства намечено на февраль-март 2001 года.
В Красногорском районе Московской области ведется строительство высокотехнологичного комплекса по производству новых лекарственных форм иммунобиологических препаратов на основе генно-инженерных субстанций. Первая очередь комплекса будет введена в действие в начале III квартала 2001 г. Общий объем инвестиций в проект составит порядка 4,5 млн. долл.
Есть еще целый ряд интересных проектов в Московской области. Они нашли свое отражение в специально созданном каталоге быстро реализуемых проектов, предлагаемых сторонним инвесторам. Для районов области создаются "инвестиционные паспорта", которые и ложатся в основу продвижения (позиционирования) территории на рынке инвестиций.

 Широкую огласку в самом начале 2001 г. получило известие о намерениях Норильской горной компании осваивать месторождение титаноциркониевых песков - "Центральное" в Тамбовской области. Это будет крупнейший инвестиционный проект Тамбовщины. Окончательное решение по нему будет принято осенью 2001 г., но для разработки месторождения уже создана горнопромышленная компания "Цна-1". Необходимое оборудование для разработок будет производиться здесь же - на предприятиях Тамбовской области. Добыча титана и циркония обещает быть одной из самых дешевых в мире (добычу планируется производить открытым способом). Рядом с будущим разрезом уже есть транспортная инфраструктура (железная дорога, магистральные автотрассы), по которой продукты добычи могут доставляться покупателям. Параллельно с горнодобывающим проектом будет создана сопутствующая социальная инфраструктура (жилые дома, детские учреждения, учреждения здравоохранения и проч.).
В области существуют и другие перспективные проекты. Например, ведутся переговоры с предпринимателями из Нидерландов о модернизации Арженской птицефабрики, которая является крупнейшей в Центральном Черноземье; с итальянскими инвесторами - по обновлению Моршанской табачной фабрики, а также переговоры с представителями США по привлечению кредита на строительство Мичуринского НПЗ.
В области создана организационная структура и инфраструктура по управлению инвестиционной деятельностью. Работает экспертный совет по инвестиционной политике. Деятельность по привлечению инвестиций в регион уже дала ощутимые результаты. За 2000 г. объем прямых иностранных инвестиций достиг 9 млн. долл. США, что в 2,5 раза больше, чем в 1999 г. За истекший период банками вложено в экономику области свыше 1,2 млрд. руб., что почти в 2 раза больше, чем за соответствующий период 1999 г. Однако 60% инвестиций было осуществлено за счет собственных средств предприятий.
В областную инвестиционную программу на 2000 г. было включено около 20 инвестиционных проектов, а в программе на 2001 г. количество включенных проектов предполагается удвоить.

 В 2001 году инвестиции в производственную сферу Тверской области возрастут на 70%. Об этом говорится в разработанном исполнительной властью региона прогнозе социально- экономического развития.
Власти регионасобираются добиться этого за счет реализации целевой областной программы "Создание благоприятной инвестиционной среды и предпринимательского климата в Тверской области на 2001-2003 годы".Работу предполагается вести по нескольким направлениям, главные из которых - совершенствование инвестиционного законодательства, создание единой системы управления инвестиционными процессами, информационное обеспечение инвестиционной деятельности. Разработан проект закона "О налоговых льготах субъектам инвестиционной деятельности Тверской области", подготовлены первое издание инвестиционного паспорта Верхневолжья и очередной сборник бизнес-проектов "Инвест-100". Активизирована работа по размещению информации об инвестиционных проектах областных предприятий в сети Интернет.
В 2001 г. возрастут государственные инвестиции в Тверскую область - предположительно на 15%. Что касается финансирования федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Тверской области на 1998-205 годы", оно увеличится почти в 2 раза. К области активно присматриваются инвесторы из США. В конце января текущего года Тверь посетил посол США в России Д. Коллинз.
Главный инвестиционный проект, который был предложен делегации США - создание в Твери международного аэропорта "Мигалово". Тверь занимает выгодное положение между Москвой и Санкт-Петербургом, поэтому аэропорт предполагается сделать транзитным и обслуживающим преимущественно грузовые перевозки. Таким образом, можно будет разгрузить столичные аэропорты. Аэропорт "Мигалово" предполагается создать на месте бывшего военного аэродрома. Для этого понадобится серьезная реконструкция, включающая модернизацию взлетно-посадочной полосы, строительство здания аэровокзала, ангаров и подсобных помещений.
Для реализации проекта нужно 25-30 миллионов долларов. Скорее всего, в его реализации будут участвовать крупные международные авиакомпании. Интерес уже проявляют "Американ Эйрлайнс", "Люфтганза" и "Эр Франс".
Другой инвестиционный проект, предложенный Тверской областью американцам, несколько необычен - это создание в регионе альтернативной системы исправительных учреждений. Проект предполагает строительство двух современных корпусов СИЗО (на 450 и 1000 мест), в которых заключенные будут содержаться по 2-4 человека в камере. Проект оценивается в 700 миллионов рублей, он получил поддержку МВД и Минюста.
И, наконец, третий большой проект касается строительства в области сети малых отелей бизнес-класса. Их предполагается возвести на трассах "Москва - Санкт-Петербург" и "Москва - Рига", а также в популярной курортной зоне озера Селигер.
Но в Тверь проникает не только американский бизнес. Тверская область уже несколько лет находится в первом ряду тех регионов, куда немцы охотно вкладывают деньги. Так, в областном центре при непосредственном участии немецких специалистов разворачивается программа "Бизнес-инкубатор", направленная на поддержку начинающих предпринимателей. Руководствуясь бизнес-планами и технологическими заданиями, составленными с помощью германских консультантов, увеличили выпуск продукции, а самое главное - повысили ее качество и конкурентоспособность предприятия стекольной промышленности региона: ОАО "ВОСТЭК", АООТ "Медстекло-Борисовское", реализуется программа по оздоровлению ОАО "Стеклозавод имени Луначарского". Крупным инвестиционным проектом Германии стало строительство в областном центре трехзвездочного отеля "Оснабрюк", названного по имени города-побратима Твери.
ОАО "Афанасий-пиво" планирует строительство стекольного завода по производству пивной бутылки. Стоимость проекта оценивается в 4 млн. долл. США, а срок окупаемости - 14 месяцев.
ООО "Тверьнефтепродукт" - доминирующее предприятие на рынке нефтепродуктов Тверской области - в 2000 г. построило новый многофункциональный автозаправочный комплекс. Объем капвложений "Тверьнефтепродукта" - 40,9 млн. руб., введено в эксплуатацию основных фондов на 52,6 млн. рублей.

 Белгородская область на протяжении последних лет уверенно входит в десятку наиболее привлекательных регионов России по уровню инвестиционного потенциала, имеет один из наиболее низких в России показателей инвестиционного риска.
За 10 месяцев 1999 года поступление иностранного капитала в экономику области составило: 1) валютные инвестиции (из Германии) - 55 млн. долларов США, в том числе объем иностранных инвестиций по видам: прямые инвестиции - 2,8 млн. долларов и прочие инвестиции - 52,2 млн. Наибольший объем иностранных инвестиций в валюте приходится на долю черной металлургии (95%), поступивший из Германии. 2) рублевые инвестиции (из Болгарии и США) - 56,7 млн. рублей. Рублевые инвестиции осуществлены в пищевую промышленность.
На развитие экономики и социальной сферы за 9 месяцев 1999 г. направлено 4,3 млрд. рублей инвестиций, что на 11% больше, чем в январе-сентябре 1998 г., в том числе на объекты производственного назначения - 2,7 млрд. рублей (111% к уровню января-сентября 1998 г.).
За 10 месяцев 1999 г.коммерческими банками и финансово-кредитными организациями области направлено долгосрочных кредитных ресурсов 172,4 млн. рублей в реальный сектор экономики (за 1998 г. - 117,5 млн. руб.). Закупается оборудование по лизингу, за 1999 год на эти цели ООО "Белфин" направило 21 млн. рублей.
В рамках программ развития агропромышленного комплекса предприятиями переработки и предприятиями, обслуживающими сельское хозяйство, освоено около 478,1 млн. рублей инвестиций.
За 10 месяцев 1999 года зарегистрировано 36 предприятий с иностранными инвестициями, в том числе 6 с инвесторами стран вне СНГ (Франции, Словакии, Китая, Кипра, Британских, Виргинских островов) и 30 - инвесторами стран участников СНГ (Украины - 22, республики Беларусь - 4, и по 1-2 - Молдовы, Казахстана и Узбекистана).
Инвестиции в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, с учетом изменений и дополнений, ранее зарегистрированных предприятий составят за 10 месяцев 1999г. около 4 млн рублей.
Всего администрациейобласти зарегистрировано 550 предприятий с иностранными инвестициями, из которых со странами-членами СНГ - 467, в том числе с Украиной - 403, Беларусью - 11. Со странами дальнего зарубежья зарегистрировано всего 83 СП, из которых с Германией - 10, США, Болгарией и Турцией - по 8, Великобританией - 6, Францией, Венгрией, Италией, Индией и Китаем - по 3. Ликвидировано из числа созданных - 29 совместных предприятий.
Инвестирование в основной капитал за счет собственных средств предприятий за январь-сентябрь 1999 г. составило 1,3. млрд рублей.
Кроме того, проинвестировано строительство природоохранных объектов в сумме 18,8 млн. рублей. Комитетом природопользования с органами местного самоуправления проводится работа, , ориентированная на разработку инвестиционного проекта комплексного мусороперерабатывающего завода. Его оценочная стоимость 6 млн. долл. США.
Разработана совместная инвестиционная программа с участием администрации области и ОАО "Газпром".
Среди других проектов необходимо упомянуть строительство подземного рудника стоимостью в 60 млн. долл., инициированное акционерным обществом "Яковлевский рудник"; строительство солодовни по производству пивоваренного солода (15 млн. долл.); строительство кирпичного завода по производству керамического кирпича (9,4 млн. долл.); приобретение и монтаж новой линии по производству сварных банок диаметром - 100 мм (3,5 млн. долл.).

 По количеству иностранных инвестиций Брянская область занимала в ЦФО в первом квартале 2000 г. 10 место. Брянщина занимает 85-е место в РФ в списке привлекательности для инвесторов. Это, в значительной мере, следствие событий пятнадцатилетней давности, когда область серьезно пострадала от взрыва на Чернобыльской АЭС. Инвесторам зачастую сложно перешагнуть "психологический" рубеж.
Никто не торопится вкладывать в экономику деньги, потому что специалисты оценивают регион как "территорию повышенного риска и пониженной отдачи". По данным журнала Эксперт, область по-прежнему сохраняет крайне высокий и к тому же растущий инвестиционный риск почти по всем составляющим, не имея для этого никаких объективных причин (кроме высокого экологического риска).
Для улучшения инвестиционных позиций в администрации области была подготовлена серия подробных каталогов-паспортов инвестиционных проектов. В последний каталог вошла информация о 181-м предприятии различных отраслей.

 В 1999 г. на развитие экономики и социальной сферы Воронежской области использовано 5,6 млрд рублей инвестиций, что в сопоставимых ценах на 1,9% выше, чем в предыдущем году. В 2000 г. прогнозировалось получение прибыли в сумме 1,8 млрд. рублей, что должно было активизировать инвестиционную деятельность предприятий (рост инвестиций оценивался с 1,6 млрд. рублей в 1998 г. до 3 млрд в 2000 г.), из них инвестиции за счет прибыли - 302 млн. руб.
Значительная часть всех инвестиций (59%) финансировалась за счет собственных средств предприятий и организаций, доля которых в общем объеме инвестиций снизилась на 1 процентный пункт по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Доля бюджетных средств увеличилась с 13 до 20%.
Более 34% всех инвестиций направлялось на строительство зданий и сооружений, более 40% - на приобретение машин, оборудования и инструмента, более 20% - на строительство жилья.
На развитие производственных отраслей было использовано 65,6% всех инвестиций, что на 10,6 процентных пункта выше уровня 1998 г. Активизация инвестиционной деятельности наблюдалась в химической и пищевкусовой промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте. Вместе с тем, сократились инвестиции в основной капитал в электроэнергетике, машиностроении, торговле и связи.
Основная часть инвестиций непроизводственного назначения направлялась в жилищное строительство, где темпы их освоения выше предыдущего года. Увеличились инвестиции на развитие образования и культуры.
Сотрудничество администрации г. Воронежа и правительства г. Москвы плодотворно развивалось в 1997-1998 гг. в рамках создания и развития межрегиональной инвестиционно-заемной системы. Воронеж входил в тройку первых городов, с которыми правительство Москвы заключило соответствующее соглашение. Поэтому в начале апреля 2000 г. администрацией города было составлено и направлено письмо на имя мэра г. Москвы с обоснованием возможностей региона и находящихся на его территории предприятий. Были отобраны инвестиционные проекты из различных отраслей промышленности: моторостроение, химическая, электронная, машиностроение и др. Заявки на поиск инвесторов, поставщиков и потребителей поступили от ОАО ОКБМ, ОАО ВЗСАК, ГП "Мехзавод", ТОО НПК "Электро-Энво", АООТ "Эталон", АООТ "Электроприбор", ОАО "Видеофон", ОАО "Водмашоборудование" и др. По утверждению губернатора Воронежской области Владимира Кулакова, инвестиции в Воронежскую область будут привлекаться только под конкретные проекты. Сейчас ведутся переговоры с различными инвестиционно-банковскими группами по различным проектам.

По итогам 9 месяцев 1999 г. по крупным и средним предприятиям города Воронежа объем инвестиций в основной капитал составил 1,6 млрд. руб. или 111,4 процента от уровня соответствующего периода 1998 года. Более 50% всех инвестиций финансируется за счет собственных средств предприятий и организаций. Привлеченные средства составили 772,8 млн. рублей (47%). Наибольший удельный вес (55,7%) в структуре привлеченных средств составляют бюджетные средства. Из общей суммы бюджетных средств средства федерального бюджета составили немногим менее 50%.
В 1999 году объем инвестиций по городу Воронежу (по кругу крупных и средних предприятий) прогнозировался в объеме 2,2 млрд. руб. (в сопоставимых ценах составит 95,7% к уровню 1998 года). Недостаточная инвестиционная активность предприятий связана с дефицитом у них денежных средств, направляемых либо на выплаты накопившихся долгов, либо в текущую производственную деятельность.
Продолжается процесс налаживания сотрудничества представительств зарубежных компаний с местными товаропроизводителями. Подписаны договора о намерениях с Китаем, Германией и Францией, что позволяет надеяться на рост инвестиционной активности зарубежных инвесторов на территории города.

 Общие инвестиции в строительный комплекс Тульской области увеличились в 2000 году, по сравнению с предыдущим годом, в полтора раза. Введены в строй целый ряд предприятий строй индустрии, свыше 20 производственных объектов, 114,6 км автодорог (на 53% больше 1999 года), 254 тыс. м2 жилья (на 5% больше 1999 года), около 30 социально значимых учреждений, переведены на природный газ более 50 котельных. Показательно, что инвестиции в строительный комплекс из областного бюджета увеличились почти в 10 раз.
Компания "Российские семена" реализовала в городе Венев проект стоимостью 30 млн. долл. по строительству завода по производству подсолнечного масла

 Владимирская область входит в первую двадцатку субъектов Федерации с наиболее высоким инвестиционным потенциалом, и в первую десятку регионов с незначительным инвестиционным риском. С точки зрения иностранных инвесторов наиболее эффективными направлениями инвестирования в регионе являются предприятия машиностроения и металлообработки, деревообратывающей и пищевой промышленности, торговые организации.
В экономику области в 1999 г. инвестировано зарубежными инвесторами 42,2 млн. долл. США. Прямых инвестиций получено 50,5 млн. долларов, портфельных - 10, прочих - 95,5 млн. долларов США. Наибольший объем иностранного капитала вложен в экономику области партнерами из Германии (93,8% общего объема иностранных инвестиций), Италии (3,1%) и Мальты (2,6%).
За 1999 год зарегистрировано и внесено в областной реестр 13 предприятий с иностранным капиталом. Всего в реестре коммерческих организаций с иностранными инвестициями, расположенных на территории Владимирской области, значится 292 предприятия.
Общий уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями на конец 1998 г. составлял 371 млн. руб. На долю иностранного капитала приходится 201 млн. руб., что составляет 54%.
Доля продукции (работ и услуг), произведенной совместными промышленными предприятиями, составляет около 8% от общего объема производства всей области. За последний год этот показатель увеличился более чем в два раза.
Крупнейшие инвестиционные проекты Владимирской области разворачиваются в машиностроительной отрасли. К ним можно отнести проект ОАО "Завод им. Дегтярева" на 22 млн. долл., сразу два проекта Ковровского экскаваторного завода на общую сумму более 33 млн. долл. и Ковровского электромеханического завода - на 20 млн. долл.

 Объем прямых иностранных инвестиций в Калужской области достиг почти 100 млн. долл. и по удельному весу привлеченных инвестиций область вышла в первые ряды в РФ. Хотя еще 2 года назад ее инвестиционный портфель был практически пуст. Точками роста наряду с инвестициями в регионе считают инновации и новый менеджмент. Исполнительная власть, по словам губернатора, отвергла многоступенчатую структуру согласования решений и предоставила предприятиям возможность самим решать собственные производственные и финансовые задачи. Равные налоговые условия распространяются ныне как на отечественные предприятия, так и на предприятия, созданные с участием иностранного капитала.
В области готовы к реализации три промышленных инвестиционных проекта. Первый, создание установки опытно-промышленного производства технического углерода; второй, расширение производства управляющего блока электронной системы управления автомобильными двигателями; и третий - проект ГУПа "ФЭИ-ТРЕК" (медицинская промышленность). Суммарная стоимость проектов равняется 4,1 млн. долл. США, а объем необходимых инвестиций составляет 2,7 млн. долл.

 Инвестиционная деятельность Орловской области в 1999 г. определялась децентрализацией финансовых затрат, повышением доли собственных и других небюджетных источников. В 1999 г. на развитие экономики и социальной сферы области предприятиями и организациями всех форм собственности использовано 2,9 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, что в стоимостных показателях в 2,1 раза больше, чем в предыдущем году (темп роста в сопоставимых ценах к 1998 г. составил 137%).
В отраслевой структуре инвестиций более половины (58%) приходится на отрасли производственной сферы. В рамках выполнения инвестиционной программы в производственной сфере освоено 1,7 млрд. руб. На строительстве объектов непроизводственного назначения за счет всех источников финансирования, освоено 1,2 млрд. руб. капитальных вложений. Работы в основном ведутся на пусковых стройках народного образования и здравоохранения. Наращиваются темпы жилищного строительства.
Общий объем прямых иностранных инвестиций, вложенных в экономику области, по итогам 1999 года составил 204 млн. руб. или в три раза выше уровня 1998 г. Такой высокий рост иностранных инвестиций обусловлен поступлением современного технологического оборудования на совместное предприятие ЗАО "Велор". В конце января 2001 г. было подписано соглашение об инвестировании итальянской фирмой "Велко" 50 млн. долларов в дальнейшее развитие "Велора".
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2000 г. планировалось увеличить до 4,4 млрд. руб. На развитие отраслей производственной сферы предполагалось направить 2,4 млрд. руб. инвестиций, что составляет 55% от их общего прогнозируемого объема.
Предполагается реализация важных для экономики области проектов, обеспечивающих создание социально-ориентированных производств, развитие современных технологий, решение задач по сокращению импорта продукции и наращивание ее экспорта на таких предприятиях как: ОАО "ОСПАЗ", АО "Ливныпластик", АО "Орловский завод дорожных машин" и ряде других предприятий.
Приток иностранных инвестиций на 2000 г. планировался в объеме 20 млн долл. США. Указанный объем инвестиций прогнозировался с учетом начала реализации инвестпроектов по сборке автомобилей "Фольксваген", строительства стекольного завода в г. Орле совместно с фирмой "Склострой" (Чехия), намечавшегося расширения производств на уже действующих предприятиях ЗАО "Кока-Кола Боттлерз Орел" и ЗАО "Велор", а также других объектах.

 Ивановская область предлагает инвесторам ряд перспективных инвестиционных проектов со сроками окупаемости от 5 месяцев до 6 лет, на реализацию которых требуется более 4 млрд. руб.. Реализацией данных проектов предусмотрено создание более 3,5 тыс. рабочих мест. Практически все проекты связаны с промышленностью. А среди этих промышленных проектов большую часть составляют вложения в производства, на которых область специализировалась еще со времен СССР (легкая промышленность, производство красителей и т.д.).
Еще 12 проектов включены в Государственную инвестиционную программу Ивановской области. Их стоимость более 500 млн. руб., создаваемых новых рабочих мест - более 600.
Основная масса проектов нацелена на реконструкцию или на расширение существующих мощностей. Таким образом, инвестиции используются на восстановление старой структуры промышленного производства области. В перспективе это может привести к тем же кризисным явлениям в экономике области, с которыми она сталкивалась в период трансформации 90-х годов.

 В Костромской области в 2000 г. на инвестиции было израсходовано 4,8 млрд. руб., что на 11,6% больше чем годом ранее.
В области зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 70 предприятий с иностранным капиталом.
В регионе созданы привлекательные законодательные условия для инвестиционных вложений. Предприятия и организации с российскими и иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью и зарегистрированные на территории области, освобождаются на срок до полной окупаемости вложенных средств от уплаты налогов в областной бюджет. Органы исполнительной власти Костромской области оказывают содействие инвестиционной деятельности путём созданной системы обеспечения гарантий инвесторам. Администрация области осуществляет организационную поддержку и сопровождение перспективных проектов, оказывает поддержку ходатайств и обращений инвесторов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации о применении в отношении их режима наибольшего благоприятствования. Осуществляется бесплатное информационное обеспечение практически любых запросов потенциальных инвесторов.
Совместными усилиями ученых Костромы, Москвы и специалистами областной администрации разработана "Федеральная целевая программа социально-экономического развития Костромской области на период до 2005 года". В настоящую Программу включен 131 инвестиционный проект, направленный на развитие следующих отраслей сферы материального производства и оказания услуг: лесоперерабатывающая промышленность; машиностроение и металлообработка; топливно-энергетический комплекс; легкая промышленность; химическая промышленность; производство строительных материалов; выпуск товаров народного потребления; производство и переработка сельскохозяйственной продукции; развитие туризма и санаторного дела.
Финансирование проектов Программы предусмотрено за счет средств областного и местных бюджетов, собственных средств предприятий и заемных средств. Предполагается использование кредитных ресурсов федерального Бюджета, а так же гарантий Правительства Российской Федерации.
В настоящее время участниками Программы разработаны бизнес-планы по созданию новых или расширению и развитию существующих производств. Потенциальным инвесторам предлагается перечень проектов с различными объемами инвестирования: от строительства заводов по глубокой переработке древесины (60 млн. долларов США) до создания сети минипрачечных (750 тыс. руб.).

 В Курской области в 2002 году начнется строительство новой железнодорожной ветки. Восемнадцатикилометровая ветка свяжет на юге области две станции - "Глушково" и "Теткино". В настоящее время железнодорожная ветка, связывающая эти станции, проходит по территории Украины. С вводом в эксплуатацию новой ветки предприятия юга области, в том числе сахарный завод, спиртовой завод, мукомольный комбинат будут экономить значительные средства при транспортировке своей продукции. Стоимость строительства оценивается в 150 млн. рублей.
Ближайшие планы АО "Курская пивоваренная компания" ("Пикур") связаны с повышением качества и увеличением объема выпуска пива и безалкогольных напитков. Расширение производства будет достигнуто за счет интенсификации и внедрения передовых технологий. Для этого запланировано предоставить Курской пивоваренной компании в течение ближайших двух лет оборудования на сумму в 13 млн. долл. США. Количество сортов пива, по предположениям производителей, несколько сократится, зато качество его улучшится и объемы увеличатся. Таким образом, речь идет о новом производстве. По меркам Курской области - это беспрецедентный объем инвестиций в производство. Оборудование будет поставлено ведущими немецкими и бельгийскими производителями.

 Одним из факторов, способствующих развитию экономики Липецкой области, является привлечение внешних инвестиций, в том числе иностранных. Область плодотворно сотрудничает с зарубежными инвесторами. Среди них хорошо известные в деловом мире: "Мерлони", "Пармалат", "Дойче Банк" и др. Результаты сотрудничества - предприятия с высоким технологическим уровнем и конкурентоспособной продукцией: "Завод холодильников "Стинол"" (построен и оборудован фирмой "Мерлони"); "РДжР Тобакко - Елец". Предприятие создано путем приобретения 20% акций Завода восстановленного табака фирмой RJ Reynolds Nabisco & Company в результате победы в инвестиционном конкурсе. Для реализации инвестиционного проекта инвестор вложил 10 млн. долл. Завод "Прогресс" - натуральные высококачественные соки и яблочный концентрат; итальянская фирма владеет блокирующим пакетом акций.
Предприятия с участием иностранных партнеров создали для области более 3000 рабочих мест. Доля предприятий с иностранными инвестициями в общем объеме производства продукции (в основном товаров народного потребления работ и услуг) составляет около 8%. Статистика показывает, что в годы, предшествующие кризису августа 1998 г., объем иностранных инвестиций в область неизменно повышался При этом, в общем объеме инвестиций значительную долю составляли инвестиционные кредиты, которые были получены предприятиями перерабатывающей промышленности. Это позволило сахарным заводам, провести техническое перевооружение и обеспечить производство сахара высокого качества, а ОАО "Липецкэлектросвязь" ввести в эксплуатацию современные цифровые АТС на 26 тыс. номеров. Модернизация и расширение телефонной сети осуществлялись совместно с фирмой "Алкатель СЕЛ" (Германия), которая согласно заключенному соглашению должна была за период с 1996 по 2000 г. поставить в Липецкую область АТС общей емкостью 80 тыс. номеров.
В 1999 г. в области наблюдался значительный спад притока иностранных инвестиций; общий объем их в прошедшем году составил 14,4 млн долл., или 43% к объему 1998 г. Следует заметить, что это падение обусловлено отсутствием инвестиций в виде кредитов, так как из-за кризиса возврат валютного кредита стал достаточно проблематичным и предприятия отказываются от этого вида инвестиций. В то же время рост прямых инвестиций составил 150% к 1998 г. Это показывает, что стратегические инвесторы предпочитают вложения непосредственно в производство какой-либо продукции, т.е. прямые инвестиции. В области остались те инвесторы, которые пришли всерьез и надолго, для которых кризисы, с одной стороны, - вещь неприятная, но с другой - неизбежная составляющая вложений в реальный сектор экономики. Примером такого сотрудничества является совместный российско-американский проект по производству 20 тыс. тонн мяса бройлеров в год на первом этапе, с последующим доведением объемов производства до 60 тыс. тонн. В соответствии с Генеральным соглашением между администрацией области и инвестиционным фондом "Агрибизнес Партнерс Интернешнл" (США) в аренду ООО "Золотой Петушок Инвест" на 25-летний срок передается комплекс объектов производственного назначения, включающий птицефабрики, комбикормовый завод, птицеперерабатывающий цех. Имея все эти компоненты, ООО "Золотой Петушок Инвест" может организовать вертикально интегрированное производственное звено. На сегодня американская сторона вложила в ремонт, модернизацию и оснащение объектов 22 млн. долл.
Особое место в инвестиционном сотрудничестве с Липецкой областью занимает "РАБО Черноземье" - венчурный фонд Европейского банка реконструкции и развития. Результат этой работы - финансирование проектов двух предприятий Липецкой области: ОАО "Стройдеталь" и ОАО "Липецкий хладокомбинат". Объем инвестиций в оба предприятия составил более 5 млн. долл. Средства были инвестированы в акционерный капитал путем приобретения акций нового выпуска. Фондом приобретены блокирующие пакеты акций.
Одной из основных причин сдержанного инвестирования в предприятия области (и России в целом) является неготовность самих предприятий, заявляющих инвестиционные претензии, к приему инвестиций. Это отсутствие реальных бизнес-планов с достаточной проработкой экономической и маркетинговой частей проектов; неблагополучное финансовое состояние предприятий (в том числе слабый финансовый менеджмент); отсутствие продуманной стратегии развития предприятия, вписывающейся в требования рыночной экономики; физически и морально изношенные основные фонды.
Два предприятия области представляются наиболее перспективными для капиталовложений.
Открытое акционерное общество "Производителей медицинской техники и инструмента" - ОАО "ПроМеТеИ". Поскольку наиболее перспективным и интенсивно развивающимся направлением является увеличение производства медицинских систем одноразового применения, проект предусматривает создание на базе одного из производственных подразделений ЗАО "Игла" производства игл однократного применения требуемого качества. Для реализации данного проекта необходимы инвестиции в объеме 2,1 млн. долл., которые будут направлены на закупку высококачественного импортного оборудования, технологической оснастки и обеспечения оборотных средств. Данные инвестиции привлекаются на условии продажи инвестору соответствующего пакета акций.
Открытое акционерное общество "Липецкая кондитерская фабрика" - ОАО "ЛИКОНФ". Перспективными направлениями деятельности предприятия являются: расширение производства группы мучных изделий и организация производства конфет помадных с начинкой. Реализация проекта "Реконструкция и расширение группы мучных кондитерских изделий в действующем производстве" позволит увеличить долю рынка предприятия в Центрально-Черноземном регионе с 20 до 30%. Для реализации проекта необходимы инвестиции в объеме 3,5 млн долл., которые будут направлены на закупку оборудования. Данные инвестиции привлекаются на условии продажи инвестору соответствующего пакета акций.

 По существующим оценкам в 1999 г. на развитие экономики и социальной сферы Рязанской области использовано 2,4 млрд. руб. инвестиций, что на 5,9 % меньше, чем в 1998 г.
Основная часть инвестиций финансировалась за счет: внебюджетных средств - 87,2%; средств федерального бюджета - 4,2 %; средств областного и местного бюджетов - 8,6 %.
На территории области предприятиями и организациями всех форм собственности в 1999 г. построены жилые дома общей площадью 249,4 тыс. кв. м, что на 14,4 % больше, чем в 1998 году.
Принят закон об инвестиционной деятельности, разработаны положения о гарантийном фонде, конкурсном отборе целевых программ и инвестиционных проектов для включения в инвестиционную программу области. Порядка 20 предприятий области приняли участие в выставке "Экспортные возможности Центра России".
Тем не менее, несмотря на "активные" действия региональных властей, направленные на улучшение инвестиционного климата, иностранный капитал сюда не спешит. В 1998 году вклад зарубежных инвесторов через совместные предприятия составил 5 млн долл. США, в то время как в 1997 году - 8,3 млн долл. США, в 1996 году - 14,2 миллиона.
В администрации области лежат несколько инвестиционных проектов, которые пока не нашли инвестора. Была свернута программа строительства завода по переработке лома цветных металлов и извлечению драгоценных металлов в Касимове. Это производство уникально не только для Рязани, но и для России.
На сегодняшний день в области предлагается к реализации 32 инвестпроекта (в том числе 19 проектов в области науки, промышленности, транспорта и связи; по 6 - в строительной индустрии и производстве и переработке сельскохозяйственной продукции).
На начало ноября 2000 г. в области зарегистрирована 171 коммерческая организация с иностранным капиталом. Из числа работающих организаций заняты в сфере производства и услуг 70%. За 1999 год количество зарегистрированных организаций составило 13 (см. табл. 2). Общий объем иностранных инвестиций (с 1997 по 1999 гг.) составил около 14 млн долл. США.

Таблица 2
Годы Зарегистрировано
предприятий с иностранным капиталом
Вклад иностранного
инвестора (тыс. дол. США)
% предприятий, работающих в сфере производства и услуг
1997 7 8287 86
1998 4 4736 88
1999 13 308 90
2000 7 563 (на 01.11) 70

На диаграммах 2 и 3 также представлены данные, касающиеся деятельности иностранных инвесторов.
Диаграмма 2

Источник: http://www.gov.ryazan.ru:8100/Economy/Vneshecon.htm


Диаграмма 3
Источник: http://www.gov.ryazan.ru:8100/Economy/Vneshecon.htm

 В 1998 г. в Смоленской области произошло изменение распределений инвестиций по отраслям экономики. В отраслях производственной сферы использовано капитальных вложений 740 млн. руб. Удельный вес инвестиций, направленных в объекты производственного назначения возрос и составил 65% , против 60% в 1997 году в общем объеме. По-прежнему остаются нерешенными в области такие вопросы как: трансформация имеющихся сбережений у населения в инвестиции, дедолларизация экономики и укрепление доверия к рублю, прекращение утечки капитала. Решение обозначенных проблем послужило бы увеличению объемов инвестиций.
Основными источниками финансирования, как и в предыдущие годы, остались собственные средства предприятий и организаций. Их удельный вес в общем объеме инвестиций составил 53%.
За счет средств федерального бюджета профинансировано 9% капитальных вложений от общего объема. Все средства из федерального бюджета предоставлены на безвозвратной основе.
Наиболее сложная ситуация в области инвестиций складывается в агропромышленном комплексе. За последние годы объем средств, вкладываемых в основной капитал в этом секторе экономики, постоянно снижался в связи с невыделением средств из федерального фонда финансовой поддержки АПК на строительство объектов социальной сферы и перерабатывающих отраслей промышленности.
В 1998 году иностранными инвесторами вложено в область 26,6 млн. долл. в такие отрасли как: ювелирная промышленность, цветная металлургия, связь. Инвестиции на развитие экономики области на 1999 год прогнозировались в сумме 1,8 млрд. рублей. Основной рост объемов инвестиций приходится, в основном, на электроэнергетику и транспорт.
К приоритетным направлениям развития экономики региона относятся: развитие агропромышленного комплекса (производство и переработка продукции животноводства, птицеводства, льна), глубокая переработка леса, развитие энергетического и машиностроительного комплексов, производство строительных и отделочных материалов с максимальным использованием местных природных ресурсов, развитие сферы туризма.
Основными источниками финансирования остаются собственные средства предприятий. Они будут направлены в основном, на реконструкцию, техническое перевооружение действующих мощностей.
Одним из факторов развития инвестиционной деятельности на региональном уровне является реализация федеральных и региональных целевых программ. Область участвует в реализации более 40 федеральных целевых программ. Особое значение в инвестиционном процессе области принадлежит развитию транспортной автомагистрали Москва - Минск, строительству магистрального газопровода "Ямал-Европа", протяженностью 264 км.
В области разработан новый каталог инвестиционных проектов, который включает 60 инвестиционных проектов с требуемым объемом инвестиций на сумму - 7,1 млрд руб., помещена информация об имеющихся свободных производственных площадях, на которых возможна организация новых производств, развитие малого и среднего бизнеса.
В Смоленской области должно быть создано предприятие, которое обеспечит строительство в регионе многотопливных заправочных станций, перевод транспортных средств на использование сжиженного газа и бесперебойное обеспечение сжиженным газом населения области. Осуществление этой программы уже сейчас может привлечь на Смоленщину до 800 тысяч долларов инвестиций.
В Смоленске продолжает действовать региональный фонд Европейского банка, который инвестировал 3,2 млн. долларов в предприятия Смоленской области. Одно их них - стекольный завод АО "Ситалл" в городе Рославле. А Министерством продовольствия, сельского хозяйства и рыболовства Дании одобрена заявка на реализацию проекта "Экологически чистое сельское хозяйство. Смоленск - 2000-2001 годы".
В рамках партнерства городов Смоленск-Хаген администрация Смоленска приняла участие в проекте по линии программы ТАСИС: поддержка города Смоленска в плане развития и внедрения системы утилизации и вторичной переработки отходов. В результате, в Смоленске открыт первый экспериментальный пункт по сбору, сортировке и прессованию мусора.
В настоящее время на Смоленщине зарегистрировано 466 предприятий с иностранными инвестициями, включая 156 предприятий со стопроцентным участием иностранного капитала и 98 филиалов иностранных юридических лиц. Объем инвестиций, внесенных предприятиями в качестве уставного капитала, составляет 25 млн. долларов, в том числе 12,7 млн. долларов, или 50,8% - это доля иностранных учредителей.
Наибольшую активность проявляют деловые круги Белоруссии - 228 предприятий, Латвии - 31, Украины - 29, Литвы - 28, Польши - 21, Германии - 16, Бельгии - 11, Кипра - 10, США - 10, Великобритании - 9. Отрасли производства с иностранными инвестициями - это в основном строительная индустрия; производство и ремонт товаров народного потребления и бытовой химии; производство и продажа бриллиантов и ювелирных изделий; производство, ремонт, продажа и техническое обслуживание автомобилей и других транспортных средств; переработка древесины; производство мебели и другие.

 Рейтинг инвестиционной привлекательности Ярославской области колеблется в пределах 30 места из 89 субъектов Российской Федерации. По законодательным условиям для инвесторов Ярославская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации.
Анализ объемов, видов и источников инвестиций, поступивших в экономику области за период с 1994 по 2000 годы, позволяет сделать несколько выводов:
1. Невозможно выявить сколько-нибудь четко сложившиеся тенденции в сумме и структуре источников инвестиций, что отражает отсутствие в эти годы общегосударственной экономической политики и как одной из ее составляющих инвестиционной политики.
2. Общая сумма инвестиций в основной капитал по Ярославской области за указанный период существенно возросла (в сопоставимых ценах, особенно в 1999 году на 17%), что явилось результатом в большей степени активной инвестиционной политики на региональном уровне.
3. Сумма иностранных инвестиций сильно колеблется, заметно увеличение доли отечественных инвестиций (а точнее, собственных средств предприятий) и снижение доли иностранного капитала, поступающего в область.
4. Рублевая составляющая иностранного капитала поступает преимущественно в виде взносов в уставный капитал, а валютная часть - в виде прочих инвестиций, в основном в виде кредитов.
5. При финансировании программ и проектов за четыре года увеличилась доля прочих (негосударственных) источников инвестирования (с 22% до 56%), что говорит об усилении новых механизмов и технологий в привлечении инвестиций.
6. В общей сумме инвестиций увеличивается доля инвестиций, поступивших при оказании различных форм государственной поддержки - через государственную инвестиционную программу области (с 4% до 20% в рублях, и с 53% до 68% в долларах), что означает усиление регулирующих функций государства в инвестиционной сфере на региональном уровне.
Общая потребность в инвестициях для развития Ярославской области составляет более 4 млрд. долларов, таких инвестиционных ресурсов на территории Ярославской области нет. Поэтому главными механизмами ресурсного обеспечения программы развития региона будут механизмы привлечения внешних и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.
Среди реальных и потенциальных источников инвестиций для региона можно выделить следующие:
а) Федеральный бюджет. Ежегодно область подает заявки на участие в нескольких десятках программ на сумму около 1 млрд. рублей. Как правило, удовлетворяются эти заявки на 20-30%, а реально финансирование осуществляется на 80% от запланированных лимитов;
б) Областной и местные бюджеты. Структура областного бюджета определяет активность притока в область инвестиций. Если инвесторы не находят в бюджете строк о поддержке инвестиционной деятельности, гарантиях по инвестиционным проектам, трудно убедить их в том, что область заинтересована в инвестициях больше, чем в решении текущих социальных проблем. Доля затрат на инвестиции из областного бюджета колеблется в пределах 8-12% от доходной части. По опыту развитых стран эта доля должна составлять не менее 25%;
в) Собственные средства;
г) Государственные бюджетные и внебюджетные фонды
д) Частные финансовые и страховые компании, банки и пр.;
е) Средства населения;
ж) Средства зарубежных организаций. В частности, иностранные инвестиции позволяют обеспечить экспорт и поступление иностранной валюты, привнести новые технологии и новые методы управления в экономике, что помогает развитию и стимулированию новых рынков для местных отраслей промышленности.
Ярославская область привлекала следующие зарубежные финансовые ресурсы:
- за счет кредита Японии реализуется проект реконструкции ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" на сумму 200 млн. долл. США;
- подписан контракт с Францией на реализацию программы "Строительство жилых домов по французской технологии "Феникс" - 25 млн долл.;
- за счет кредитной линии "KFW" Германии подписаны документы по проекту "Производство герметичных мотор-компрессоров для холодильных установок" ОАО "Холодмаш" - свыше 40 млн долл.;
- за счет кредитной линии Германии в сумме 25 млн долл. завершается строительство цеха детского питания;
- за счет кредитной линии Германии подписано постановление Правительства РФ о привлечении кредита в сумме 110 млн. немецких марок на ОАО "Чайка";
- за счет кредитной линии Канады реализуется проект реконструкции испытательных стендов авиационных двигателей ОАО "Рыбинские моторы" - сумма составляет 10,2 млн долл.
Общая сумма инвестиционных ожиданий на ближайшие два года составляет 470 млн долларов.
В настоящее время в области предлагаются 19 инвестиционных проектов на общую сумму около 330 млн. долл. США со сроками окупаемости - от 1,5 до 8 лет.

Подводя итоги обзора можно выделить несколько ключевых моментов, характеризующих инвестиционную деятельность в Округе.

1. Основная масса инвестиционных ресурсов - собственные средства предприятий. Они вкладываются в модернизацию и расширение мощностей. Таким образом, в регионах часто воссоздается уже неконкурентоспособная структура экономики. Инвестиций в новые производства не достаточно для создания конкурентоспособной структуры хозяйства в регионах. Кроме того, объемы собственных средств обычно малы и не позволяют реализовать крупномасштабные проекты.
2. Банковские кредиты составляют сравнительно малую долю инвестиционных ресурсов, так как предприятия не могут брать кредиты под предлагаемые проценты, а банки не могут эти проценты снижать, так как существуют слишком большие риски невозврата кредитов. Бизнес-планы, разрабатываемые предприятиями, зачастую не отвечают предлагаемым банкирами требованиям вследствие их не достаточно глубокой проработанности. Средства населения из-за их краткосрочности не могут послужить прочной основой долгосрочного инвестиционного процесса.
3. Региональные власти и бизнес хорошо понимают, что инвестиционный климат играет первостепенную роль в привлечение ресурсов на развитие экономики. В большинстве областей ЦФО проводятся целенаправленные мероприятия по улучшению инвестклимата ("региональный маркетинг"): принимается инвестиционное законодательство, устанавливаются налоговые льготы, создаются каталоги инвестиционных проектов, учреждаются специальные отделы при региональных администрациях.
4. Дифференциация в интенсивности инвестиционной деятельности среди субъектов ЦФО продолжает оставаться значительной. Не существует еще механизмов мультипликативного развития инвестиционной активности. В качестве такого механизма мог бы выступить Инвестиционный фонд ЦФО.


вверх 
Карта сайтаE-mail
© Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе 
Все права защищены.